Инклюзивное
образование в детском саду «Ер- Тостик»
В детском саду «Ер-Тостик» посещают 6 детей с поражением периферической центральной нервной системы. Из них 2 ребенка с ДЦП – диплегическая форма; 4ребенка с ППЦНС –гипертензивный синдром. Дети стоят на учете и наблюдаются у участкового педиатра, врача невролога,ортопеда. Дети в течение года получают массаж, ЛФК. В целях оздоровительной и лечебно профилактической работы с детьми были разработаны системы профилактической и коррекционной работы. Медицинская группа
у этих детей для занятий физкультурой – вспомогательная. Проводятся упражнения по профилактике плоскостопия на занятиях физкультуры, хождение по массажным дорожкам. Детям имеющих нарушения осанки, разработан
комплекс упражнений. В группах во время занятий проводятся физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика. Совместно с воспитателями, проводится с детьми дыхательная гимнастика, гимнастика после сна.
Также с детьми под контролем медицинского работника проводится закаливание;
ходьба босиком, обширное умывание, закаливания стоп прохладной водой,
полоскания рта водой комнатной температуры, гимнастика на свежем воздухе,
т.к. закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья. С каждым ребенком в детском саду проводятся индивидуальные коррекционные занятия с логопедом. Организация
образовательной деятельности на логопункте детского сада осуществляется по
следующим направлениям:
групповые коррекционные занятия;
индивидуальные коррекционные занятия.
На групповых занятиях проводятся работа по расширению и обогащению словарного запаса и отработки грамматических категорий, по развитию связной речи. На индивидуальных занятиях проводится коррекционная
работа по формированию артикуляционных
укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию, дифференциацию и развитие фонематического слуха и восприятия,развитие мелкой моторики рук. Мелкая моторика очень важна, так как в логопедической
работе через нее развиваются такие высшие свойства сознания и развитие всех отделов головнного мозга: внимание,
мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная
память. Занятия проводятся 4 раза в неделю с каждой группой и по 1-2 раза в неделю индивидуально с каждым ребенком. Продолжительность занятий от 15 - 20 минут. Используются на занятиях элементы дыхательной гимнастики А. Н.Стрельниковой, артикуляционной гимнастики Н.В. Нищева. В профессиональной деятельности используется программы Т.Б. Чиркиной "Коррекция нарушения речи", Е.Н. Краузе "Развитие речи", О.И. Крепчук"Тренируем пальчики - развиваем речь". Вся коррекционная работа была проведена в соответствии с рабочей программой учителя – логопеда и календарно – тематическим планированием. Деятельность педагогического коллектива направлена на обеспечение психологической и коррекционной поддержки воспитанников, педагогов и родителей. Цель психологического направления: обеспечитьбезопасность и сохранение психологического здоровья детей, как основу для развития личности всех субьектов учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса посредством использования коррекционно-развивающих средств. Основными направлениями психологического сопровождения инклюзивным образованием детского сада являются:
- диагностика особенностей развития психоэмоциональной сферы детей с ЗПР;
- проведение коррекционной работы с выявленными проблемами;
- исследование и оптимизация детско-родительских отношений;
- обеспечение всех участников педагогического процесса психологическими знаниями, позволяющими повышать психологическую грамотность;
- обеспечение психологическое сопровождение ;
- работа по запросам педагогов и родителей, идр. Приоритетной задачей в психолого- профилактическом
направлении детского сада, является формирование и коррекция недостатков
эмоционально волевой сферы детей:
- научить детей различать и называть основные
эмоции и чувства, выражать их с помощью мимики, пантомимики и жестов;
- понимать, какие чувства вызывают те или иные
поступки и как настроение может влиять на поведение человека;
- выражать свои чувства и распознавать чувства
других людей через мимику, жесты, выразительность движения, интонации;
- познакомить с навыками релаксации и
саморегуляции, что создает условия для формирования у детей способности
управлять собственным состоянием; - повысить эмоциональную устойчивость ребенка
(снятие ситуативной тревожности, снижение уровня страха, формирование
адекватной самооценки и т.д.). Развитие социальных навыков с ребёнком ОВЗ
осуществляется в процессе группового и индивидуального обучения посредством
проведения игровых методик, социально-ориентированных игровых заданий:
сказкатерапия, релаксационные упражнения, цветотерапия, методика М.Монтессори,
которые позволяют концентрировать внимание ребёнка, преодолеть сложности и
препятствия, возникающие у ребёнка в освоении окружающего мира. Обязательное
условие развития детей — взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что
способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия.
Овладение умственно-отсталым ребёнком с проблемами речи знаниями представляет
собой длительный процесс и требует большого количества повторений в разных
формах деятельности: игра, беседа, экскурсия, социально-трудовая деятельность. Диагностики показали, что развитие умственно-отсталых
детей обеспечивается лишь тогда, когда их обучение строится на основе
наглядности и практической деятельности с реальными предметами и в реальном
общении Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четкоорганизуется работа педагогов с родителями. В нашем детском саду были четко определены задачи работы с родителями к коррекционной работе,ознакомить с приемами обучения и развития речи. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.